Война с
Французами и
Индейцами
войска

Военные инженеры.

Военные инженеры Франции выделились в профессиональное сообщество из других родов войск приблизительно в средине XVII века. К концу столетия, во времена настоящего ренессанса военно-инженерного дела, накопленные и систематезированные знания инженеров вывели их не только в интеллектуальную элиту армии, но и, в значительной степени, страны. В круг решавшихся ими задач входили не только военно-тактические (фортификация, инженерная разведка), но и стратегические и экономические, такие как строительство дорог, мостов, ответственных сооружений гражданского назначения.

До 1740-х годов военные инженеры во Франции были независимым подразделением – Инженеры Короля [Ingénieurs du Roi], подчинявшимся напрямую королю. Такая система сложилось еще во времена маршала Вобана [Sebastien Le Preste de Vauban] и позволила сформировать высококвалифицированный и престижный контингент специалистов. В каком-то смысле инженеры были отдельным министерством с собственными задачами, финансированием и структурой. Подобная система продолжала существовать и при приемнике Вобана маркизе д'Асфилде [d'Asfeld], приложившем много усилий для сохранения независимости инженеров. Однако всего через три дня после смерти маркиза 10 марта 1743 года Военное и Морское министерства разделили штат инженеров между собой: большинство было придано армии, а те, что находились в береговых укреплениях и колониях отошли в ведение Морского министерства. [1]

8 декабря 1755 года король своим указом передал армейских военных инженеров в подчинение Королевскому корпусу Артиллерии [Corps Royal de l'Artillerie]. Однако опыт оказался неудачным и 5 мая 1758 года последовал новый указ, создавший самостоятельный Корпус инженеров [Corps des Ingénieurs; du Genie]. [2]

Небольшой контингент военных инженеров был отправлен из Франции в Северную Америку вместе с регулярной пехотой в 1755 году, однако, все они попали в плен к англичанам вместе с кораблем L'Alcide.[3] Эту потерю восполняли за счет знавших фортификацию и инженерное дело пехотных офицеров, таких как Пьер Пушо де Мопас [Pierre Pouchot de Maupas].

Ко времени прибытия французских регулярных войск в Америку в 1755 году там уже сложился местный военно-инженерный корпус. Его офицеры формально принадлежали к Независимым морским ротам [Compagnies tranches de la Marine], что давало им статус военнослужащего, воинское звание и содержание. [4]

Колониальные военные инженеры благодаря объему и универсальности своих знаний решали самые различные задачи жизни колонии. Кроме своего прямого назначения – строительства укреплений, они занимались разведкой местности, составлением карт, строительством самых разнообразных сооружений от ветряных мельниц до административных зданий и церквей. [5]

Активная служба инженеров в Канаде началась еще в первом десятилетии XVII века и от года к году наращивала свою интенсивность. К концу века колониальных инженеров объединили под единым руководством Главного инженера. Первым этот важнейший пост занимал с 1685 по 1693 Робер де Вильнев [Robert de Villeneuve]. После него с 1694 по 1712 Жак Левассер де Нере[6] [Jacques Levasseur de Nere], с 1712 по 1715 годы Жозе Биртело де Бикор[7] [Josue Berthelot de Beaucours], с 1716 по 1756[8] годы Гаспар-Жозеф Шосегро де Лери [Gaspard Joseph Chaussegros de Lery], а с 1756 года Николя Сарреброс де Понтлерой [Nicolas Sarrebrousse de Pontleroy]. [9]

В Луисбурге первым Главным инженером был Жак де Лермитте [Jacques de Lhermitte]. В 1715 году его сменил капитан де Бикор. Первые чертежи новой каменной крепости в европейском стиле составил Жозеф-Франсуа дю Верже де Вервилль [Joseph-François du Verger de Verville], а воплощал их в жизнь Этьен Верръе [Étienne Verrier] Главный инженер Луисбурга в 1725-1745 годах. В 1750 году пост занял Луи Франкет [Louis Franquet], который в 1752-1753 годах занимал также должность Главного инспектора фортификации Новой Франции. Франкет сделал неплохую карьеру, получив в 1751 году звание колонэла[10], а в 1754 году бригадира – самое высокое воинское звание среди французских инженеров в Америке. [11]

Условия Североамериканского ТВД существенно отличались от Европейских. Главным отличием было почти полное преобладание водных коммуникаций над сухопутными, что в сочетании с огромными расстояниями накладывало существенные ограничения на возможности перемещения больших объемов припасов и тяжелого снаряжения. Кроме того, ограничены были и людские ресурсы. Это стимулировало военных инженеров, приспосабливаясь к новым условиям, не только буквально следовать разработкам Вобана, но и гибко комбинировать их с местными фортификационными традициями. Хорошим примером такой гибкости может служить де Лери: протяженные укрепления Монреаля [Montreal] были выполнены им скорее в стиле крепостей начала XVII века, нежели в виде Вобановской звездообразной крепости. В то же время часть укреплений Квебека [Quebec] имели классический дизайн великого маршала. [12]

Обобщая опыт службы французских военных инженеров в Канаде, стоит заметить, что сюда ими был принесен передовой европейский опыт фортификации. Ими построены «вобановские» укрепления Квебека, Кариллона [Carillon], Ниагары. Ими проведены «вобановские» осады Осуиго [Oswego] и Уильям-Генри [William Henry]. Противостоявшие им англичане, пожалуй, не могут противопоставить столь же высокий профессиональный уровень своих инженерных войск.

Униформа.

С 25 февраля 1732 года униформа инженеров состояла из красного кафтана на красном подкладе с синими обшлагами, украшенными четырьмя золотыми пуговицами, красного камзола, кюлот и чулок. Пуговицы и галун на шляпе золотые. До конца 1730-х годов шляпы украшались белым плюмяжем, но позже он уже не использовался. Именно в такой униформе служили колониальные офицеры во время Войны с Французами и Индейцами. [13]

С 7 февраля 1744 года армейские инженеры получили светло-серый кафтан с таким же подбоем и черными обшлагами. Камзол, кюлоты и чулки светло-серые. Пуговицы золотые. Шляпа и пуговичные петли украшались золотым галуном. [14]

8 декабря 1755 года армейских военных инженеров переодели в форму Королевской Артиллерии: синий кафтан с красным воротником, обшлагами и подкладом. На каждом обшлаге было по три, на карманном клапане кафтана шесть, на карманном клапане камзола три золотые пуговицы. По бортам камзола шли два ряда собранных попарно золотых пуговиц. Шляпы украшались золотым галуном. [15]

После выделения из артиллерии в самостоятельное подразделение 5 мая 1758 года армейские инженеры получили синие кафтаны с черными бархатными обшлагами с пятью пуговицами, клапанами кафтана с пятью пуговицами и красным подкладом. Камзол и кюлоты красные. Пуговицы и шляпный галун золотые. [16]

В 1760-х годах были введены золотые эполеты, но кафтан оставался однобортным и без лацканов до 1776 года. [17]

Наверх

Офицер колониальных Инженеров короля. 68 Кб. Офицер колониальных Инженеров Короля. 1740-1760 годы.
Красный мундир был предписан военным инженерам в 1732 году. Позднее его сохранили только колониальные инженеры, приписанные к Морскому министерству. На шляпе инженера отсутствует плюмяж, что позволяет его датировать периодом конца 1730-х годов.
Изображение: Pétard, Michel. Officer of the colonial 'Ingénieurs du Roi' (King's Engineers) wearing the distinctive scarlet uniform.
Источник: Chartrand, René. Quebec 1759. Order of Battle series # 3. – Osprey Publishing, Oxford, 1999. С.30.
Артиллерист Королевской артиллерии. 79 Кб. Артиллерист Королевской Артиллерии. 1759-1760 годы.
Четыре года с 1755 по 1758 армейские инженеры носили униформу артиллеристов. На приведенном рисунке изображен нижний чин артиллерии. Инженеры носили офицерский вариант мундира из более дорогих и качественных материалов, украшенный галунами.
Изображение: Lilièpvre, Eugène. Gunner of the metropolitan army's Royal-Artillerie, 1759-1750. [фрагмент - С.А.].
Источник: Chartrand, René. Quebec 1759. Order of Battle series # 3. – Osprey Publishing, Oxford, 1999. С.29.
Инженеры Короля. 319 Кб. Инженеры Короля. 1732-1763 годы.
На иллюстрации можно увидеть сразу три поколения инженерной униформы: 1732-1744(1), 1744-1755(2) и 1758-1763(3). У крайнего слева офицера отступление от предписанного образца - чулки белые, вместо красных. Двое других его коллег снаряжены для коннго строя в каваллерийские сапоги со шпорами. Такое обмундирование несколько не вяжется с их родом занятий - сложно передвигаться по стройплощадке на лошади, а тем более в жестких каваллерийских сапогах.
Изображение: Lilièpvre, Eugène. Engineer officer, 1732-44 (1); Engineer officer, 1744-55 (2); Engineer officer, 1758-63 (3).
Источник: Chartrand, René. Louis XV's Army (4): Light Troops and Specialists. Man-at-Arms series # 308. – Osprey Publishing, Oxford, 1997. Илл.G1-3.
Офицер Корпуса инженеров. 65 Кб. Офицер Корпуса инженеров. 1758 год.
Офицер в форме 1758 года. Иллюстрация интересна кожанными ремнями, затянутыми под коленями.
Изображение: Roffe, Michael. Officer, Corps of Engineers, 1750s.
Источник:Windrow, Martin. Montcalm's Army. Man-at-Arms series # 023. – Osprey Publishing, Oxford, 1973. Илл.D3.

Наверх

[1] Chartrand, René. Louis XV's Army (4): Light Troops and Specialists. Man-at-Arms series # 308. – Osprey Publishing, Oxford, 1997. С.22.
[2] http://vial.jean.free.fr/new_npi/revues_npi/5_1998/npi_598/5_art_genie.htm (04.12.2005).
[3] Gallay, Alan. Colonial Wars of North America, 1512-1763. – Garland Publishing, Inc., New York, 1996. С.580.
[4] Chartrand, René. Quebec 1759. Order of Battle series # 3. – Osprey Publishing, Oxford, 1999. С.30.
[5] Chartrand, René. Quebec 1759. Order of Battle series # 3. – Osprey Publishing, Oxford, 1999. С.30.
[6] Был назначен на пост еще 1693 году, но прибыл из Франции только в 1694. Chartrand, René. French Fortress in North America 1735-1763: Québec, Montréal, Louisbourg and New Orleans. Fortress series # 027. – Osprey Publishing, Oxford, 2005. С.9.
[7] Фактически не был военным инженером, как таковым, а капитаном колониальной пехоты, но благодаря обширным знаниям в фортификации занимал «инженерные» должности. Он начал службу в Канаде в 1687 году лейтенантом Независимых морских рот. Именно под его руководством был возведен мощный Форт Шамбли [Chambly] в 1710 году и первая линия укреплений вокруг Монреаля. В 1715 году был переведен в Луисбург. Chartrand, René. French Fortress in North America 1735-1763: Québec, Montréal, Louisbourg and New Orleans. Fortress series # 027. – Osprey Publishing, Oxford, 2005. С.9. http://www.cmhg.gc.ca/cmh/fr/page_159.asp?flash=1 (04.12.2005).
[8] До своей смерти в 1756 году. Chartrand, René. French Fortress in North America 1735-1763: Québec, Montréal, Louisbourg and New Orleans. Fortress series # 027. – Osprey Publishing, Oxford, 2005. С.9.
[9] Chartrand, René. French Fortress in North America 1735-1763: Québec, Montréal, Louisbourg and New Orleans. Fortress series # 027. – Osprey Publishing, Oxford, 2005. С.9.
[10] Колонэл [Colonel] – соответствует званию полковник в русской армии.
[11] Chartrand, René. French Fortress in North America 1735-1763: Québec, Montréal, Louisbourg and New Orleans. Fortress series # 027. – Osprey Publishing, Oxford, 2005. С.9.
[12] Chartrand, René. French Fortress in North America 1735-1763: Québec, Montréal, Louisbourg and New Orleans. Fortress series # 027. – Osprey Publishing, Oxford, 2005. С.10.
[13] Chartrand, René. Louis XV's Army (4): Light Troops and Specialists. Man-at-Arms series # 308. – Osprey Publishing, Oxford, 1997. С.22.
[14] Chartrand, René. Louis XV's Army (4): Light Troops and Specialists. Man-at-Arms series # 308. – Osprey Publishing, Oxford, 1997. С.22.
[15] Chartrand, René. Louis XV's Army (4): Light Troops and Specialists. Man-at-Arms series # 308. – Osprey Publishing, Oxford, 1997. С.22.
[16] Chartrand, René. Louis XV's Army (4): Light Troops and Specialists. Man-at-Arms series # 308. – Osprey Publishing, Oxford, 1997. С.22.
[17] Chartrand, René. Louis XV's Army (4): Light Troops and Specialists. Man-at-Arms series # 308. – Osprey Publishing, Oxford, 1997. С.22.

Наверх


14.06.2015